ОБУЧЕНИЕ  КРОЮ   И   ШИТЬЮ  ЛЮБОЙ

ОДЕЖДЫ.

МЕТОД  ЛЮБАКС - ДЛЯ  ВСЕХ!

О ШКОЛЕ ЛЮБАКС

 

    Первые попытки учить детей своему крою и шитью начались в1983 году на базе школы - интерната № 61 г. Москвы.

  В 1984 году выдающийся журналист советской эпохи Юрий Александрович Летунов, за месяц до своей смерти, сделал передачу под названием «Нет пророков в своем Отечестве», в которой рассказал о работе Любови Аксеновой. Тогда жители Советского Союза впервые увидели, что значит работать под девизом «Сегодня на сегодня». За один час Любовь Яковлевна перед камерой сшила платье с длинным рукавом на работницу телевидения – девушку-гримёра. Пока шилось платье, Юрий Александрович взял интервью у певицы Большого театра Тамары Синявской, которая пришла поддержать свою мастерицу. В конце передачи известный ведущий обратился к чиновникам бытовой промышленности, чтобы они обратили внимание на предложения Любовь Яковлевны.

Как показала жизнь, никто не захотел услышать выдающегося журналиста.

Первые 20 лет работы с индивидуальными фигурами ушли на их систематизацию, за эти годы накопленный практический опыт способствовал созданию пропорционально выверенной координатной сетки Любакс с помощью нормированных инвариантных параметров – в основе которых лежала геометрия пропорций и которой успешно пользовались художники и архитекторы в эпоху Возрождения. Следующие 5 лет ушли на  создание базовых выкроек для типовых фигур и их корректировки на индивидуальные фигуры. Основной своей заслугой Любовь Яковлевна считает перевод практически всех основных, наиболее распространённых схем выкроек исторической одежды. Что это значит? Это когда абсолютные числовые значения отрезков, ограничивающие детали каждой конкретной выкройки, заменены нормированными параметрами – нормами (индивидуальными единицами измерения человека выше и ниже талии, а также роста) с разными числовыми коэффициентами при них. Другими словами, после такой трансформации по одной схеме выкройки стало возможным создавать конструкции на любого человека, независимо от пола, возраста и роста, минуя процесс самостоятельного  моделирования базовой основы, что являлось ранее невозможным, без многолетних тренировок.

  В 1984 году вышла статья в газете «Советская культура» под заголовком «Хочу быть услышанной». В ней Любовь Яковлевна, с присущей ей эмоциональностью, убеждала и доказывала чиновникам бытовой промышленности страны, почему надо менять работу в ателье, насколько пагубны бригадные подряды и как следует изменить программу подготовки кадров в швейных училищах страны. Но на этот призыв тоже никто не отозвался.

 

   В 1985 г. в Студии конструирования и моделирования одежды при Центральном Доме Художников на Крымском мосту Любовь Яковлевна стала делиться своим опытом с работницами ЦДХ:  смотрительницами залов, искусствоведами и обслуживающим персоналом. Занятия проводись в малом зале, рассчитанном на 200 человек – максимум. Первый набор был небольшой – всего 18 человек. Но уже в ноябре лекции стали посещать не только те, кто непосредственно работал в Доме художников, но и их дети, друзья и знакомые. Автору ночами пришлось писать конспекты и рисовать схемы. Красиво вырисовывать фигуры Любовь Яковлевне было некогда, и она предложила слушательницам фотографировать фигуры во весь рост, в профиль и анфас, и отдельно форму рук, ног и других частей тела. У одних получались слишком объёмные фигурки, у других контуры с пропорциями Мерлин Монро, а у третьих такие, что некоторые из них сразу «садились» на диету. Все контуры их фигур были перенесены на кальку, и уроки стало вести легче. А когда одна из них, после поездки в санаторий Карловы Вары, принесла чешскую книгу по конструированию с многочисленными изображениями расположения плеч, рук, ног, осанок и форм грудной клетки и других частей тела всем ещё интереснее стало учиться. Чтобы ускорить процесс обучения, были сделаны слайды, демонстрирующие контур Венеры, координатную сетку, схему построения нескольких основ на разные контуры, примеры обработок  деталей (соединения швов и др.). Вскоре были написаны и распечатаны на ротапринте ЦДХ конспекты – первые пособия. Конечно, они были примитивными, но и с его помощью удалось в разы сократить лекционную - теоретическую часть работы, стало возможным  больше внимания уделять на разбор домашних заданий.

    Во время перестройки в 1986 году в Москву приехал Ив Сен Лоран,  в ЦДХ прошёл показ его работ. Каково было удивление учащихся, когда они вдруг поняли, что могут сделать любую выкройку, повторить любой из его нарядов, причём не просто на манекенщиц, а на себя всех. На очередном занятии одна ученица Любовь Яковлевны подсказала ей, что не мешало бы запатентовать способ построения одежды с помощью индивидуальных единиц измерения фигуры и заданных параметров фигур. Ведь никто так не кроит. Разве что прабабушки и бабушки могли кроить пропорционально на любую фигуру, сразу по ткани, игнорируя многочисленные измерения.

   В 1986 году началось составление заявки на получение патента на изобретение «ЛюбаК”С», хождение по коридорам  Комитета по Науке. Волокита продлилась 8 лет – до 1994 года. Два раза в год проводились отчётные выставки и дефиле работ слушателей 1985-87 гг., которые помогли увидеть слабые и сильные стороны метода «ЛюбаК`С» - Люба – Красникова - Сыновья.

 

   Социальные перемены, с центробежной силой набиравшие обороты в стране, убедили Любовь Яковлевну, что необходимо и важно помогать женщинам, на своём личном примере показывая и убеждая их в том, что паниковать не надо. А надо стараться мужественно переносить навязанные трудности, потому что они временные. Создавать  одежду своими руками для себя и своей семьи это не только интересно, полезно, но и выгодно для семейного бюджета. Любовь Яковлевна, вместе со своими учащимися, стала проводить мастер классы на предприятиях Москвы, Подмосковья, конкурсы, выставки - делать всё возможное, чтобы помочь людям в наступившие трудные для всех годы.

 

   Любовь Яковлевну много раз приглашало Центральное Телевидение. В прямом эфире она демонстрировала мастерство и убеждала всех, кто считал, что у них «руки растут не с того места» - в обратном. На конкретных примерах показывала, как наши бабушки и дедушки просто кроили и шили платья, брюки, шорты на детей и взрослых, свадебные наряды и всевозможные накидки для весны и осени, каждый раз подтверждая, что «глаза боятся, а руки делают», что «не боги горшки обжигают» и «капля по капле - камень точит». Любовь Яковлевна участвовала в телепрограммах:

"Доброе утро";

"Утро";

"Добрый вечер Москва";

Телемост "Москва-Сан Франциско", изготовление женского наряда за время передачи;

"Белая ворона";

Цикл передач "Телеателье".

Телемост "Москва-Ханой" - крой и шитьё платья за время передачи на девушку Ху;

I-й канал "Ахборот Ташкент" - новости;

I-й канал в Алма Ата - новости;

"Вести";

Несколько передач с программе «В гостях у Андрея Малахова, в том числе "За 48 часов до Нового года".

Телепередача "Без комплементов";

I-й канал Пекинского телевидения;

"Алтай-новости";

"Сургут-новости";

"Времечко";

"Утро на канале НТВ";

"Сегоднячко", "В гостях у Льва Новожёнова", "Страна Советов".

Цикл передач "Не дня без строчки", "6 минут с Любовью" на телеканале "Столица" и телекомпаниях Подмосковья.

Выступление на Тверской на "День города", 4 наряда за 20 минут.

Телевидение Западного административного округа передачи в рубриках "Известные люди Округа", "Гости".

   С 1987 года Л.Я. Аксёнова начала сотрудничать с Комитетом Советских Женщин. По приглашению А.В. Федуловой стала выступать на различных мероприятиях, ездить по стране.

     В 1988 году народный журнал «Работница» начал печатать авторские методические материалы: азбуку «Любакс», выкройки  различных изделий для женщин, ставя своей целью - донести до самых окраин страны идеи и наглядные примеры создания модной  одежды, предлагаемые Л. Я. Аксеновой.  Вскоре она стала получать до 10 тысяч писем каждый день. В конце концов, пришло время, когда, уже не хватало ни времени, ни сил отвечать на письма и просьбы дать конкретный совет. Тогда Любовь Аксенова решилась - надо создавать свою школу. Сначала у неё и её соратников не было своего помещения и все собирались у Любови Яковлевны дома. Одни на кухне, за обеденным столом, колдовали над составлением Устава будущей школы «ЛЮБАКС» во главе с будущим коммерческим директором – Лясниковым Николаем Васильевичем. Учащиеся помогали с пособием. Любовь Яковлевна писала ночами тексты, делала схемы. Днём одна из девчонок печатала их на машинке, другая считывала напечатанное, подчёркивала непонятное. Эти наработки снова передавались автору, которая снова писала всё «что на сердце у неё».  Одновременно с рождением будущего пособия «Новая книга «Крой без тайн», проводились занятия, где на практике проверялись сделанные схемы выкроек. Кроить тренировались часто прямо на полу, в том числе и для выступлений, выставок.

 

     В 1989 г. был проведён мастер класс и показ коллекции одежды в редакции журнала «Работница» перед представителями американской делегации, главный редактор журнала «SEW NEWS» - Linda Turner.

   В 1990 году 19 января открылась первая частная авторская школа кроя и шитья одежды «ЛЮБАКС» в районе Кутузовского проспекта в Москве.

 

Первые бессменные незаменимые помощники Любовь Яковлевны:

комерческий директор - Лясников Николай Васильевич; зам. директор школы по учебной части – Вера Тимофеевна Мухачёва;

преподаватели школы – Анна Николаевна Жуковская,  Светлана Симачевская, Екатерина Грысык; бухгалтер и руководитель заочного отделения школы – Марина Алексеевна Илюхина, Татьяна и Галина Васильевна Волковы; директор школы – Андрей Илларионович Антонов и зам. директора – Суббота Яков.

 

Совместный труд Л. Я. Аксёновой и её последователей

 

      Более 20 лет шла работа над созданием печатных пособий по крою и шитью, видеоматериалов с наглядными примерами изготовления различных  изделий. Авторские разработки по крою, шитью на конкретную фигуру многократно проверялись на практике. В этом Любовь Яковлевне помогали её ученики, преподаватели, друзья. Выкройки корректировались, совершенствовались; пособия  переиздавались, текст пополнялся специальной швейной терминологией.  Программы стали дополнять тематические фильмы: сначала на видео кассетах, потом на дисках DVD. Так распорядилась судьба, что в 1988 году к Любови Яковлевне пришёл учиться молодой человек - Андрей Илларионович Антонов. Вскоре он стал её мужем и главным помощником. Андрей Илларионович очень любит фотографировать. Только благодаря сделанным им фотографиям, сегодня можно проследить весь путь становления и развития московской авторской школы «ЛЮБАКС». Как только у нас появилась видеокамера, муж тоже «не выпускал её из рук», старался снимать всё: учениц за работой, их наряды, друзей школы, тематические фильмы по технологии кроя и шитья, моделированию, раскрою по ткани. Он с удовольствием учился снимать фильмы, старался сам монтировать и озвучивать их.

      После того, как пособие «Новая книга «Крой без тайн» было закончено, Любовь Яковлевна решила перевести его на английский язык, но не с тем, чтобы издавать за рубежом, а чтобы, используя оба учебника,  готовить мастеров такого уровня, который позволит им не только легко и непринуждённо создавать любую одежду, но и свободно владеть швейными терминами в той мере, которая позволяет грамотно общаться с иностранными работниками, которых с каждым годом в России становится всё больше. В пособиях «Новая книга «Крой без тайн» на русском и английском языках собраны практически все специфические термины и обозначения и с их помощью намного проще, как говорится «держать руку на пульсе» в индустрии мировой моды и новых технологий.

 Посмотрите отчётные работы учащихся школы «ЛЮБАКС»:

 

1990 г., май, июль, сентябрь и ноябрь - мастер класс и демонстрация авторской коллекции на ТВЦ;

 

1990 г., май - мастер класс в городе Таллине для работников лёгкой промышленности СССР, по приглашению фирмы МАЙНОР;

 

1990 г., лето - показ коллекции для финалисток первого Всероссийского конкурса «Дочки-матери» - 20 костюмов;

1990 г., осень - мастер класс в г. Владивосток, демонстрация коллекции («Русский костюм - Источник вдохновения») перед Правительственной делегацией женщин Китая;

1991 г.,февраль - выставка «МУБА-91» (Швейцария, г. Базель), коллекция одежды («Русский костюм - Источник вдохновения»), мастер класс в течении 11 дней (два раза в день) для посетителей;

1991 г., май - мастер класс в г. Ташкенте для работников легкой промышленности СССР, по приглашению фирмы МАЙНОР;

 

1991 г., ноябрь-декабрь - мастер класс и показ коллекции зимней и нарядной одежды в г. «Челябинск-70»;

 

1992 г. - показ коллекции весенне-летней одежды, мастер класс перед сотрудниками клиники С. Фёдорова;

 

1992 г. - показ коллекции летней одежды, мастер класс в ЦКБ;

 

1993-94 г. - показ коллекции одежды (более 80 костюмов) и мастер класс в Доме Моды г. Ташкента;

 

1994 г. - показ коллекции весенне-летней одежды (52 костюма) и мастер класс в городе Барнаул;

 

1994-95 г. - показ коллекций одежды и мастер класс в профессиональном училище № 120 города Москвы;

 

1994-96 г. - изготовление одежды и создание имиджа юным солистам детского коллектива «Класс» под руководством композитора А. Пряжникова;

 

1995-97 г. - показ повседневной и выходной одежды (90 костюмов) на выставках «Образование и Карьера»;

 

1997-2000 г. - показ мастер-класса в передачах «6 минут с Любовью» (более 70) на телеканале «Столица» и телекомпаниях Подмосковья (50), Твери (65);

 

1997-2000 г. - мастер-класс и дефиле в передачах «Только для женщин»;

 

2000 г. - создание сценических костюмов по визуальному описанию фигур и основным размерным признакам для коллектива «Con amore»: оперной певицы из Австрии – Албены Найдёновой и певца из Италии – Фульвио Бертоссо. Вечер состоялся в Российском Фонде Культуры совместно с Благотворительным фондом В. Спивакова;

2000 г. - участие в Московском Форуме «Одарённые дети», «Я люблю тебя Россия» в качестве члена жюри, директора школы «ЛЮБАКС» А. И. Антонова;

 

2001 г. - изготовление военных костюмов времен 1812 г. для музея «Бородинская Панорама»;

 

2001-2004 г. - в Управе «Дорогомилово» ежегодный отчётный показ коллекции деловой и нарядной одежды и мастер-класс;

 

2001 г., июнь - Центральное телевидение Китая (CCTV), прямая трансляция передачи на 1-м канале «Мастера – золотые руки» России, где Аксенова  наглядно показала, как реально за 6 минут эфирного времени  сделать два наряда: русский сарафан, рукава, кокошник, наглядное украшение (5 мин) и современный вечерний наряд с китайской розой (1 мин);

2003 г., октябрь - мастер класс, дефиле с исполнителями Международного Фонда В. Спивакова в Детском приёмнике-распределителе в г. Отрадном;

 

2003 г. - показ коллекции вечерней одежды в ЦДХ;

 

2003 г., октябрь - создание сценических образов для коллектива «Крылатые качели» - участников КВН и в ноябре - для «Мисс Ин. яз.»;

 

2003 г., ноябрь - мастер класс и дефиле совместно с юными исполнителями Международного Фонда В. Спивакова в музее Н.К. Рериха в Москве;

 

2003 г., декабрь - участие в проекте Андрея Малахова «За 48 часов до Нового года» - представление коллекции вечерних нарядов и мастер класс – «Праздничный наряд за 5 минут»;

 

2004 г., январь-март - созданы образы «Bay-Bay» и «Топ-топ» для артистки «Фабрики звёзд» Маши Ржевской;

 

2004 г. - создание более 50 нарядов для юных исполнителей телепередачи «Песенка года» под руководством Ангелины Вовк;

2004 г. - конкурс и показ коллекции одежды в Управе «Дорогомилово» г. Москвы;

 

2004 г. - для праздника на Поклонной горе для ведущих изготовлено два костюма (женский и мужской) в стиле эпохи Возрождения;

 

2004 г., октябрь - показ коллекции «Прощание» 90 моделей на Международном форуме «Некрополь-2004» на ВВЦ;

 

2005 г., январь - показ коллекции «Молодёжная – праздничная» в Университете Патриса Лумумбы;

 

2006 г., май - проект "Мой первый бал" и открытие клуба "Наташа Ростова" в Москве;

 

2006 г., июнь - вечер в толстовской усадьбе "Хамовники", проект "История балов в России";

 

2006 г., октябрь - создание коллекции "Народные костюмы республик СССР";

 

2006 г., ноябрь - показ коллекции "Народных костюмов республик СССР" на 50 - летии ICOMа России (Международного совета музеев);

 

2007 г., март - "Бал Наташи Ростовой" в г. Кривой Рог;

 

2007 г., апрель - создание народных европейских костюмов для конкурса "Мисс КОМУС-2007";

 

2007 г. июнь - создание костюмов для проекта "Опера Нищего" в постановке Светланы Шевелевой;

 

2007 г. ноябрь - показ народных костюмов школы "ЛЮБАКС" на 1-ом Съезде народов Татарстана;

 

2007 г. ноябрь - проект "Герои книг и костюмы" в библиотеках ЗАО г. Москвы;

 

2008 г. сентябрь - День города Москвы на Лубянской площади, показ национальных костюмов народов, проживающих в России;

 

2009 г. апрель - создание исторических костюмов для ансамбля "La companella";

 

2009 г. октябрь - создание исторических костюмов XII - XIX в.в. для Новосибирского "Музея мировой погребальной культуры";

 

2010 г. ноябрь - создание костюмов для ЭПИЧЕСКОГО ШОУ "ГЛАДИАТОР";

 

2011 г. - показ коллекции "Народных костюмов республик СССР" на "Международной Олимпиаде дизайна" государств-участников СНГ;

 

2012 г. - создание костюмов для конкурса «Мисс КОМУС-2012»;

 

2014 г. создание 15 платьев для конкурса "Мисс КОМУС-2014";

 

2014 г. - участие в выставке Александра Васильева  "ЗВЁЗДНЫЙ ГАРДЕРОБ" – воспроизведение знаменитого наряда Аллы Пугачёвой, сделанного для выступления на «Сопот – 78» в Польской народной республике;

 

2015 г. - закончена работа над книгой «Крой без тайн "ЮБКИ, юбки-брюки";

 

2015 г. - создание 45 нарядов для конкурса  "Мисс КОМУС-2015";

 

2015 г. - открытие в г. Протвино выставки "Национальные костюмы народов, проживающих в России".

Итог деятельности автора метода «ЛЮБАКС». Любовь Яковлевны Аксеновой и её последователей

 

Более  35 выпускников школы «ЛЮБАКС» приняты в члены Международной Ассоциации «Союз Дизайнеров».

В 1993 году состоялся первый выпуск региональных руководителей в разных концах Советского Союза, появились Студии и Центры ЛЮБАКС.

Первые выпуски школы ЛЮБАКС особенно дороги Любовь Яковлевне, поскольку через несколько месяцев наша огромная Держава – СССР – распалась на независимые государства и многие выпускники школы стали «иностранцами».

С 1993 года самостоятельно действуют Студии и Центры в регионах России и СНГ, познакомиться с их деятельностью можно в разделе «Контакты» - «Регионы».

Выпускников, которые продолжают дело ЛЮБАКС, можно встретить в различных уголках Земли и Любовь Яковлевна гордится ими. Вот несколько выпускниц:

 

Елена Степаненко трудится в Америке, она собирает вокруг себя русскоговорящих барышень и учит их мастерить так, как это делает Любовь Яковлевна, завоевывая призовые места в показах коллекций, проводимых американскими промышленными текстильными предприятиями;  Вставка фото

 

Ольга Крутикова и Дарья Чарикова помогли автору создать детскую книжку «Волшебный мир Нормочек», где в доступной для детей форме показали, как можно создавать штаны и брюки для людей и кукол;

 

Наталья Антюхова сотрудничает с одной из известных китайских обувных компаний;

 

Екатерина Королькова – сотрудничает с организаторами различных конкурсов, арт проектов, создавая уникальные костюмы, платья и украшения,

 

Ольга Блинова создаёт костюмы для театра и кино, сотрудничает с «Мосфильмом». Одна из первых её работ – изготовление нарядов для фильма «Бедная Настя»;

  Людей, умеющих ценить семейные ценности и свой бюджет, с каждым годом становится всё больше. Портняжное искусство стало выгодным занятием. И для тех, кто любит своими руками переделывать, продлевая жизнь ещё добротным дорогим вещам и делая  разную одежду своим родным и близким, создавая, тем самым, неповторимый микроклимат в своём доме. И для тех, кто занимается кроем и шитьём профессионально, делая не только деловую одежду, но и карнавальные, сценические наряды. Радует, что с каждым годом появляется больше людей, которые открывают своё дело: курсы кройки и шитья; ателье, мобильные - выездные мастерские, так называемые «экспресс-портной, скорая помощь».  Такой, широкий  масштабный подход к овладению специальности «конструктор-модельер XXI века» стал возможным благодаря авторским разработкам в печатном виде – выкройки и на DVD дисках и многочисленными наглядными примерами кроя, шитья, отделки различных нарядов (повседневных и выходных) на женские, мужские и детские фигуры. Именно это, считает автор, и позволяют каждому желающему, независимо от возраста, размера и индивидуальных особенностей фигуры, в домашних условиях самостоятельно научиться создавать любую одежду.

     То, как творит Любовь Яковлевна, вызывает бесспорное уважение у всех!

 

Девиз Любови Яковлевны. ЖИЗНЬ ДЕТЯМ,  ЛЮБИМОМУ ДЕЛУ И РОДИНЕ – ЧЕСТЬ НИКОМУ! И ЭТО У НЕЁ ПОЛУЧАЕТСЯ.

Телефоны ЛЮБАКС: +7 916-971-38-47; +7 903-775-94-84; +7 926-526-10-61

© 2000-2017 гг  ЛЮБАКС